Над раскрытою книгою.

И он пришёл и взял книгу из

десницы сидящего на престоле

Откровение св.Иоанна Богослова, гл.5, ст.7

 

Не стучащее и не кричащее -

Молчаливое облако вящее

Над развалиною подспудною

Мним надсадно — десницею судною.

 

И ломаются кольца-созвездия,

Циферблаты зависли над бездною,

И как клёкот наивный — причастие

Умирающему настоящему.

 

И таинственно изнеможение

И судьбы крутоверхой движение

И раскрытых ресниц обрамление -

Не трусливых смежений скольжение.

 

Чья-то месть, чей-то стон — завираются,

А молчанье колпачье — сбывается.

И немеют толковники вечности,

Усмиряя позывы беспечности.

 

Оттого и стращают, и маются,

Что в надменьи — никак не раскаются.

Каждый день ведь Тот Суд совершается,

Пока шкурной боязнью ветшают все...

 

Буди час, буди день — Богу ведомо,

И сквозь толщу хулений изведанных

Вновь осяжем забытое веденье,

В ослепленьи витийства последнего.

 

Той Божественной Правды — не вымыслить,

Сокровенных Господних — не вымолвить,

Но под куполом вечного облака

Исцели нас от ветхого облика,

 

Чтоб Тобою дарованным зрением

Дней Господних увидеть свершение,

И прости расточенных глумление,

Тихим светом светя во спасение.

 

(октябрь 1998 г.)

 

 

 

 

 

 

О дне и часе том.

Кто наблюдает ветер, тому не сеять;

Кто смотрит на облака, тому не жать.

Екклезиаст, 11,4

 

Суровый день и за полночь всё длится,

И тьмы веков предшедших не унять.

Какой-то древний рок сплетает небылицы,

И вместе с верою отходит благодать.

 

Всё непроглядный мрак, но тем доступней — Слово,

Сквозь темь речитативов дальних — тем ясней.

Рукой затворничьей снимает все покровы,

Открыв в глубинных тайну тихих дней.

 

И дни и ночи — как переизбыток

Млека младенческого... Лишнее число...

Не нам войти в приятье ТЕХ попыток.

Все дни — на кровле. Отлегло... Иль -

слава Богу! - пронесло...

 

(Петров Пост, 1999 г.)

 

Преддверие.

Гнев Божий на сынов противления

Еф., 5,6

 

Остановка на повороте,

На разрытом таможней пути.

Это кто же может быть против,

Если в пропасть нам завтра идти!

 

Если правда то, что мы вместе -

Каждый вздор свой порознь несёт,

То в распутье и околесье

Всё пребудет наоборот.

 

Насмеялся — и не сознался

Бледный брат твой невдалеке.

И волынка молчит у скитальца,

Только рог трубит в сосняке.

 

Но не те нам мерещатся трубы,

Днём и ночью — нас будит испуг.

Этот узел никто не разрубит,

Если друг твой пока что глух.

 

И останется на развороте

Только полубеззвучное «швах»...

Что стоите? Куда идёте?

Плотно сгрудились впопыхах.

(2 сентября 2010 г.)

 

Избавление (Диалоги Новогодней ночи)

Богословы связали свою судьбу — с «учёностью».

А им гораздо более по пути с поэтами, с искусством.

Прот. А.Шмеман. Дневники.

 

Позади лукавое убранство -

И сойдёт на душу тишина...

И откроешь томик нидерландцев1 -

Им давно душа покорена.

 

Отворятся своды вещей ночи -

И прольётся праздник без затей.

И ступая в круг былых пророчеств,

Слышишь гулко голоса гостей.

 

Дирк Рафаэлс Кампхёйзен.2

Жалоба на тщету человеческих познаний.

 

Стремление к познанью бесполезно.

Взгляни в себя — и там зияет бездна.

Вершины гор и дно морей разведай,

Но Тайны тайн не сыщешь там и следа.

Твой разум хочет вникнуть в смысл Природы,

Не разумея собственной природы.

Искусство и Наука двуедино

Ждут следствий там, где не было причины.

Пять наших чувств настолько нерадивы,

А мысли — их исчадья — неправдивы,

А срок, нам отведённый, столь ничтожен,

Что путь Познанья просто невозможен.

В последний миг на ум приходит всем

Вопрос один-единственный: зачем?..

В неведенье, ничтожном и премногом

Любой из нас предстанет перед Богом.

 

***

Ты меня спросил, мой предок дальний.

Я молчу. Зачем мне тот ответ?

Перекличка рифм не столь банальна,

Если смерти нет — сквозь толщу лет.

 

Если ты любил и ненавидел -

Я вообще за то тебя люблю.

Всё, что ты увидел и провидел,

Сквозь столетья вновь тебе пришлю.

 

Сквозь века усталости и плача,

Сквозь терзанья веры и обид -

Тот же крест в Познании означен,

То же сердце в жалобе скорбит.

 

 

Д.Р. Кампхёйзен. Суета сует (фрагмент).

 

Боже! Моего

Зренья врачеватель,

Мира торжество

Ты явил, Создатель!

В вихрях суеты

И всемирной фальши

Показал, Спаситель, Ты,

Как жить дальше.

Слышу ангельские хоры,

Вижу горний свет в раю!

Но увы! Потупя взоры,

Вижу Родину мою!

 

***

Как близки отеческие сени!

Как бессильны вихри перемен!

И ни смерть, ни время, ни рожденья -

Не даруют веденьем взамен.

 

Мне — темно. Тебе — светлее стало.

И за то тебя благодарю,

Что в преддверьи терпкого финала

Вместе встретим первую зарю.

 

И свечу поставим славословя

У камина, где тепло и свет.

Я ведь знаю, это не присловье,

Ты вкусил, что в мире счастья нет.

 

Соломону проповедью вторя,

Ты возмерил — в том ли наш удел,

И сквозь тусклый зрак мирского горя

Путь Христов, однако ж, углядел.

 

Д.Р.Кампхёйзен. Мечта об избавлении (фрагмент).

 

О Боже, мир земной,

О Боже, мир земной объят кромешным злом!

Твой промысел таков ли?

Как быть тебе со мной

В отчаяньи моём,

Как быть Тебе со мной — добычей адской ловли?

Как быть Тебы со мной — затем ли создан я,

Чтоб, слёзы горькие и кровь свою лия,

Мечтал и уповал на сон небытия?

Слепому

Путь к дому

Родному

Дай в путь!

 

***

Это жало вечного избранья,

Этот опыт, верный, как ожог,

Эту боль всемирной крёстной раны -

Ты воспринял, ты не пренебрёг.

 

Но душой уведены отличья,

Сколько раз ты падал и любил,

Только подле Вечности величья

Приподняться не имеем сил.

 

Дай мне руку... Мой товарищ новый,

Ум и чувство — тут должны смолчать.

И - «ничто не ново».3 Только — Слово

Рвёт безмолвья скорбную печать.

 

Д.Р. Кампхёйзен.

 

Днесь преисподней миру быть,

Днесь огненному пиру быть,

Убиту командиру быть,

Солдату злу и сиру быть,

Песку от крови сыру быть,

В моленьях тщетных клиру быть,

И лишь наутро миру быть.

 ***

В тех веках ты ожидал Свершенья,

Неисправный мир считая злом.

Нам с тобой не в меру отреченье,

Где нечестье лезет напролом.

 

Не восполнить Праведного дара

Средь обломков праздной суеты,

Не воспенить нам вино в бокале

В Новый Дар Христовой Полноты.

 

Д.Р. Кампхёйзен. «Добрый пастырь» (фрагмент).

 

Свободно, невозбранно

Дела свои верша,

Всё ж помни, что сохранно

Не тело, а душа.

Все выходы и входы

Открыты перед ней -

И в том залог свободы

И вечности твоей.

 ***

И опять твой стих, о пастырь добрый,

Сквозь сомненья к пристани ведёт,

Как маяк, хранящий нас любовью

Средь пучины жизненных невзгод.

 

И сияет сквозь века и годы,

Сквозь надменность пагубных идей

Этот свет Божественной свободы,

Вознесённый средь земных путей.

 

А на тризне конченых столетий

Разрешим стужающий4 вопрос,

И восставит алчущих ответом

На Кресте возжаждавший Христос.

 

За любовь, за правое боренье

Он расторгнет плен небытия

И взойдут — стезей благокоренной5 -

В Свет Познанья верные друзья!

 

Приидите ко Мне вси

Труждающиеся и обремененнии,

И Аз упокою вы.

(Мф., 11,28)

1 (14) января 2004 г. Часы бьют три...

 


 

1Из поэзии Нидерландов. Перев. с нидерл., Л., 1983 г.

2Дирк Рафаэлс Кампхёйзен (1586-1627) — поэт и теолог. В молодые годы обучался живописи, впоследствии обратился к религии, служил священником. Будучи сторонником умеренного кальвиниста Арминия, он подвергался преследованиям по религиозным соображениям, и долгое время вынужден был скитаться в поисках убежища. Призывал к религиозной терпимости. Сочинения Кампхёйзена проникнуты религиозно-аскетическими настроениями. Безыскусность фомы и нравоучительное, морализирующее начало в поэзии, отвечавшее вкусам современников, делали её необычайно популярной. Главный поэтический сборник Кампхёйзена «Назидательные рифмы» (1624) в течение столетий выдержал около пятидесяти изданий.

3«Ничто не ново» - название стихотворения Д.Р. Кампхёйзена.

4Стужающий — ц.слав. тревожащий, беспокоящий, смущающий.

5Благокоренный — ц.слав. твёрдо основанный, укорененный во благе.

Бесплатный хостинг uCoz