|
Над раскрытою книгою. И он пришёл и взял книгу из десницы сидящего на престоле Откровение св.Иоанна Богослова, гл.5, ст.7
Не стучащее и не кричащее - Молчаливое облако вящее Над развалиною подспудною Мним надсадно — десницею судною.
И ломаются кольца-созвездия, Циферблаты зависли над бездною, И как клёкот наивный — причастие Умирающему настоящему.
И таинственно изнеможение И судьбы крутоверхой движение И раскрытых ресниц обрамление - Не трусливых смежений скольжение.
Чья-то месть, чей-то стон — завираются, А молчанье колпачье — сбывается. И немеют толковники вечности, Усмиряя позывы беспечности.
Оттого и стращают, и маются, Что в надменьи — никак не раскаются. Каждый день ведь Тот Суд совершается, Пока шкурной боязнью ветшают все...
Буди час, буди день — Богу ведомо, И сквозь толщу хулений изведанных Вновь осяжем забытое веденье, В ослепленьи витийства последнего.
Той Божественной Правды — не вымыслить, Сокровенных Господних — не вымолвить, Но под куполом вечного облака Исцели нас от ветхого облика,
Чтоб Тобою дарованным зрением Дней Господних увидеть свершение, И прости расточенных глумление, Тихим светом светя во спасение.
(октябрь 1998 г.)
О дне и часе том. Кто наблюдает ветер, тому не сеять; Кто смотрит на облака, тому не жать. Екклезиаст, 11,4
Суровый день и за полночь всё длится, И тьмы веков предшедших не унять. Какой-то древний рок сплетает небылицы, И вместе с верою отходит благодать.
Всё непроглядный мрак, но тем доступней — Слово, Сквозь темь речитативов дальних — тем ясней. Рукой затворничьей снимает все покровы, Открыв в глубинных тайну тихих дней.
И дни и ночи — как переизбыток Млека младенческого... Лишнее число... Не нам войти в приятье ТЕХ попыток. Все дни — на кровле. Отлегло... Иль - слава Богу! - пронесло...
(Петров Пост, 1999 г.)
Преддверие. Гнев Божий на сынов противления Еф., 5,6
Остановка на повороте, На разрытом таможней пути. Это кто же может быть против, Если в пропасть нам завтра идти!
Если правда то, что мы вместе - Каждый вздор свой порознь несёт, То в распутье и околесье Всё пребудет наоборот.
Насмеялся — и не сознался Бледный брат твой невдалеке. И волынка молчит у скитальца, Только рог трубит в сосняке.
Но не те нам мерещатся трубы, Днём и ночью — нас будит испуг. Этот узел никто не разрубит, Если друг твой пока что глух.
И останется на развороте Только полубеззвучное «швах»... Что стоите? Куда идёте? Плотно сгрудились впопыхах. (2 сентября 2010 г.)
Избавление (Диалоги Новогодней ночи) Богословы связали свою судьбу — с «учёностью». А им гораздо более по пути с поэтами, с искусством. Прот. А.Шмеман. Дневники.
Позади лукавое убранство - И сойдёт на душу тишина... И откроешь томик нидерландцев1 - Им давно душа покорена.
Отворятся своды вещей ночи - И прольётся праздник без затей. И ступая в круг былых пророчеств, Слышишь гулко голоса гостей.
Дирк Рафаэлс Кампхёйзен.2 Жалоба на тщету человеческих познаний.
Стремление к познанью бесполезно. Взгляни в себя — и там зияет бездна. Вершины гор и дно морей разведай, Но Тайны тайн не сыщешь там и следа. Твой разум хочет вникнуть в смысл Природы, Не разумея собственной природы. Искусство и Наука двуедино Ждут следствий там, где не было причины. Пять наших чувств настолько нерадивы, А мысли — их исчадья — неправдивы, А срок, нам отведённый, столь ничтожен, Что путь Познанья просто невозможен. В последний миг на ум приходит всем Вопрос один-единственный: зачем?.. В неведенье, ничтожном и премногом Любой из нас предстанет перед Богом.
*** Ты меня спросил, мой предок дальний. Я молчу. Зачем мне тот ответ? Перекличка рифм не столь банальна, Если смерти нет — сквозь толщу лет.
Если ты любил и ненавидел - Я вообще за то тебя люблю. Всё, что ты увидел и провидел, Сквозь столетья вновь тебе пришлю.
Сквозь века усталости и плача, Сквозь терзанья веры и обид - Тот же крест в Познании означен, То же сердце в жалобе скорбит.
Д.Р. Кампхёйзен. Суета сует (фрагмент).
Боже! Моего Зренья врачеватель, Мира торжество Ты явил, Создатель! В вихрях суеты И всемирной фальши Показал, Спаситель, Ты, Как жить дальше. Слышу ангельские хоры, Вижу горний свет в раю! Но увы! Потупя взоры, Вижу Родину мою!
*** Как близки отеческие сени! Как бессильны вихри перемен! И ни смерть, ни время, ни рожденья - Не даруют веденьем взамен.
Мне — темно. Тебе — светлее стало. И за то тебя благодарю, Что в преддверьи терпкого финала Вместе встретим первую зарю.
И свечу поставим славословя У камина, где тепло и свет. Я ведь знаю, это не присловье, Ты вкусил, что в мире счастья нет.
Соломону проповедью вторя, Ты возмерил — в том ли наш удел, И сквозь тусклый зрак мирского горя Путь Христов, однако ж, углядел.
Д.Р.Кампхёйзен. Мечта об избавлении (фрагмент).
О Боже, мир земной, О Боже, мир земной объят кромешным злом! Твой промысел таков ли? Как быть тебе со мной В отчаяньи моём, Как быть Тебе со мной — добычей адской ловли? Как быть Тебы со мной — затем ли создан я, Чтоб, слёзы горькие и кровь свою лия, Мечтал и уповал на сон небытия? Слепому Путь к дому Родному Дай в путь!
*** Это жало вечного избранья, Этот опыт, верный, как ожог, Эту боль всемирной крёстной раны - Ты воспринял, ты не пренебрёг.
Но душой уведены отличья, Сколько раз ты падал и любил, Только подле Вечности величья Приподняться не имеем сил.
Дай мне руку... Мой товарищ новый, Ум и чувство — тут должны смолчать. И - «ничто не ново».3 Только — Слово Рвёт безмолвья скорбную печать.
Д.Р. Кампхёйзен.
Днесь преисподней миру быть, Днесь огненному пиру быть, Убиту командиру быть, Солдату злу и сиру быть, Песку от крови сыру быть, В моленьях тщетных клиру быть, И лишь наутро миру быть. *** В тех веках ты ожидал Свершенья, Неисправный мир считая злом. Нам с тобой не в меру отреченье, Где нечестье лезет напролом.
Не восполнить Праведного дара Средь обломков праздной суеты, Не воспенить нам вино в бокале В Новый Дар Христовой Полноты.
Д.Р. Кампхёйзен. «Добрый пастырь» (фрагмент).
Свободно, невозбранно Дела свои верша, Всё ж помни, что сохранно Не тело, а душа. Все выходы и входы Открыты перед ней - И в том залог свободы И вечности твоей. *** И опять твой стих, о пастырь добрый, Сквозь сомненья к пристани ведёт, Как маяк, хранящий нас любовью Средь пучины жизненных невзгод.
И сияет сквозь века и годы, Сквозь надменность пагубных идей Этот свет Божественной свободы, Вознесённый средь земных путей.
А на тризне конченых столетий Разрешим стужающий4 вопрос, И восставит алчущих ответом На Кресте возжаждавший Христос.
За любовь, за правое боренье Он расторгнет плен небытия И взойдут — стезей благокоренной5 - В Свет Познанья верные друзья!
Приидите ко Мне вси Труждающиеся и обремененнии, И Аз упокою вы. (Мф., 11,28) 1 (14) января 2004 г. Часы бьют три...
1Из поэзии Нидерландов. Перев. с нидерл., Л., 1983 г. 2Дирк Рафаэлс Кампхёйзен (1586-1627) — поэт и теолог. В молодые годы обучался живописи, впоследствии обратился к религии, служил священником. Будучи сторонником умеренного кальвиниста Арминия, он подвергался преследованиям по религиозным соображениям, и долгое время вынужден был скитаться в поисках убежища. Призывал к религиозной терпимости. Сочинения Кампхёйзена проникнуты религиозно-аскетическими настроениями. Безыскусность фомы и нравоучительное, морализирующее начало в поэзии, отвечавшее вкусам современников, делали её необычайно популярной. Главный поэтический сборник Кампхёйзена «Назидательные рифмы» (1624) в течение столетий выдержал около пятидесяти изданий. 3«Ничто не ново» - название стихотворения Д.Р. Кампхёйзена. 4Стужающий — ц.слав. тревожащий, беспокоящий, смущающий. 5Благокоренный — ц.слав. твёрдо основанный, укорененный во благе. |